Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Страничка педагога-психолога

ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

В ДЕТСКОМ САДУ РАБОТАЮТ ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Тертова Анна Анатольевна

Гурьева Олеся Алексеевна

 Общие сведения

ОБРАЗОВАНИЕ — ВЫСШЕЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ – 17 ЛЕТ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ —  ВЫСШАЯ

 Общие сведения

ОБРАЗОВАНИЕ — СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ – с 20.09.2021 года

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ —  нет

ГРАФИК РАБОТЫ педагога-психолога Тертовой Анны Анатольевны на 2023-2024 учебный год (1,5 ставки)

День недели/ 
общее время
 работы
Часы 
организационно-
методической
 работы
Часы 
консультативного
приема родителей
Часы
консультативного
приема педагогов
Понедельник/
11 часов
07.30 – 19.00
08.30 – 09.00
17.30 – 19.00
Вторник/
11,5 часов
07.00 – 19.00
08.30 – 09.00
17.30 – 18.00
14.00 – 15.00
Среда/
11,5 часов
07.00 – 19.00
08.30 – 09.00
18.00 – 19.00
13.00 – 14.00
Четверг/
11,5 часов
07.00 – 19.00
18.00 – 19.00
Пятница/
8.5 часов
07.00 – 16.00
08.30 – 09.00
10.30-11.00 (ГКП)
13.00 – 14.00
Обеденный перерыв с 12.00-12.30

ГРАФИК РАБОТЫ педагога-психолога Гурьевой Олеси Алексеевны на 2023 — 2024 учебный год  (1 ставка)

День недели/
общее время
 работы
Часы 
организационно
-методической
 работы
Часы
консультативного
приема родителей
Часы
консультативного
приема педагогов
Понедельник/
8 часов
08.00 – 16.30
08.30 - 09.00
Вторник/
8 часов
10.00 – 18.30
17.30 - 18.30
Среда/
8 часов
08.00 – 16.30
08.30 – 09.00 
Четверг/
8 часов
08.00 – 16.30
08.30-09.00
13.00 – 14.00
Пятница/
4 часа
08.00 – 12.00
Обеденный перерыв с 12.30-13.00

*Обращаем Ваше внимание, что время консультации необходимо заранее согласовать со специалистом.

Сопровождаемые группы в 2023-2024 учебном году

Тертова Анна Анатольевна Гурьева Олеся Алексеевна
Средняя группа № 12
1 младшая группа № 8
Средняя группа № 13
1 младшая группа № 11
Разновозрастная группа
компенсирующей направленности 
№ 2
2 младшая группа № 7
Старшая группа
компенсирующей направленности 
№ 10
2 младшая группа № 13
Подготовительная группа
компенсирующей направленности 
№ 3
Старшая группа 
комбинированной 
направленности № 1
 
Старшая группа № 9
 
Подготовительная группа № 4
 
Подготовительная группа № 5
 
Подготовительная группа 
комбинированной 
направленности №6

Педагог-психолог: кто он и чем занимается в детском саду?

Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.

Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не назначает при необходимости медикаментозное лечение.

Педагог-психолог – педагог с углубленным знанием психологии, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся в общих закономерностях психического развития, в возрастных особенностях этого развития, его индивидуальных вариантах.  Он сделает условно-вариативный прогноз на будущее.

Основные функции психолога в детском саду связаны с охраной психологического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка, а также с оказанием своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.

Малыш, который здоров психологически, является счастливым, живущим в гармонии с собой, не чувствующим дискомфорта внутри своей личности, умеющим защититься, но не нападающим первым. Такие дети легко принимают других людей, они способны чувствовать прекрасное, отличаются чувством юмора, склонностью к творческой работе. 

! Здоровая психика малыша формируется только в условиях благоприятного психологического микроклимата в семье!

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.

Детский психолог — специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.

Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)

Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.

Поступая в ДОУ, родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующему ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.

Основные задачи, которые решает педагог-психолог

  • Выявление причин нарушений эмоционально — личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования
  • Помощь в преодолении нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно – развивающих программ
  • Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
  • Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
  • Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития.
  • Психологическое сопровождение детей с ОВЗ, создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ образовательной программы и их успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме. Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, при взаимодействии всех специалистов сопровождения: с логопедом, воспитателем, другими специалистами, родителями.
  • Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации.
  • Оказание консультативной помощи родителям и педагогам.
  • Повышение психолого – педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
  • В нашем детском дошкольном учреждении со старшими и подготовительными группами проводятся такие занятия как релаксация.
  • «Изотерапия в детском саду». Материал подготовила педагог – психолог Гурьева О.А. (10.06.2024г.)Для дошкольников изотерапия  — захватывающий процесс,  поскольку полотно является не обычным — это стекло. В отличие от рисования на бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. С детьми  старшей группы мы провели такую изотерапию. Перед занятием дети ознакомились с необычным полотном. И с помощью этого полотна они учились разным чудесам. Самостоятельно  выбрали инструменты и приступили к волшебству. На занятии детьми была создана волшебная сказка. Ребята старшей группы сами придумали название и содержание сказки «Волшебный Волчок». Это был добрый волшебник, который мог в летнюю жару наколдовать снег. Он жил в волшебном лесу, где деревья в темноте светились разноцветными лампочками. Самовыражаясь, дети смешивали цвета,  используя в одной композиции несколько цветовых гамм. Если детки ошибались, они могли спокойно, не расстраиваясь вытереть влажной салфеткой недочёты, и нанести новый рисунок. Когда занятие подошло к завершению дети не скрывали своего восторга и восхищения.

    Описанный приём занятия используется для профилактики и коррекции тревожности, что на данный момент происходит в Белгородской области связанной с СВО, социальных страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит «зажатым» детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в команде, уступать или отстаивать позиции, уметь договариваться.

  • Отчет о проведении итоговой диагностики готовности к школьному обучению. Подготовила педагог-психолог: Тертова А.А.  (17.05.2024г.)Одним из направлений работы педагога-психолога ДОУ является психодиагностика, в которой важное место отводится диагностике готовности к школе. От уровня готовности к школе зависит успешность обучения в школе и его адаптация к новым условиям. Исследование готовности детей к школьному обучению проводилось по методике Н.Н. и М.Я. Семаго.

    Цель диагностики:

    • определение уровня актуального развития детей 6-7 лет;
    • оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности.
    • наблюдение динамики развития психических процессов детей 6-7 лет.

    Задачи диагностики: выявить возможность детей работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, наличие определенного уровня работоспособности, а также умение вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего.

  • По результатам итоговой диагностики детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР №3 проведенной в апреле-мае 2024 года в дистанционном формате, в связи со сложившейся оперативной обстановкой в городе Белгороде, к школьному обучению готовы 7 обучающихся (из обследованных 7). У детей значительно улучшилась мелкая моторика, фонематический слух, произвольная деятельность, графические навыки.У большинства детей преобладает учебный мотив, т.е. дети понимают, что идут в школу за знаниями.
  • Отчет о мероприятии в рамках Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма. Подготовила: педагог — психолог Тертова А.А. (17.05.2024г.)2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблемах аутизма.
    В рамках этой даты в нашем детском саду было проведено занятие, на котором педагоги-психологи МБДОУ д/с №86 провели беседу на тему «Мы все равны!» Дети дежурной группы с интересом посмотрели мультфильм «Про Диму!» о мальчике с аутизмом, где на доступном языке была представлена информация об особенностях детей с аутизмом, как с ними общаться, играть, дружить. В день распространения информации об аутизме по всему миру зажигаются синие огни, чтобы пролить свет на аутизм. Такие мероприятия с детьми воспитывают в детях милосердие, любовь и внимание к окружающим, желание прийти на помощь. «Мы запускаем синий свет в небо нашего города, чтобы пролить свет на проблему аутизма и распространить информацию, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового общества. Вместе мы можем сделать жизнь детей с аутизмом лучше!»
  • НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. Материал подготовила: педагог-психолог Дюльдева К. Л. (27.04.2024г.) 
  • С 22 по 26 апреля в нашем детском саду прошла Неделя психологии, целью которой было установление и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе. В рамках Недели психологии был проведен ряд мероприятий с детьми, педагогами и родителями.  Мероприятия разделились на три блока:1) Развитие навыков жизнестойкости;2) Совершенствование навыков общения;3) Развитие профессионального самоопределения.Мероприятия проводились в различных форматах: тренинги, вебинары, лекции, игровые занятия. Педагоги-психологи, совместно с привлеченными специалистами, провели Неделю психологии ярко и насыщенно, используя приемы релаксации, медитации, игровых упражнений. Все участники образовательного процесса остались довольны проведенными мероприятиями.
  • «Использование интерактивной песочницы в работе с дошкольниками». Материал подготовила: Тертова А.А., педагог — психолог (12.12.2023г.)
  • ФГОС дошкольного образования рекомендует использовать интерактивное оборудование, которое дает широчайшие возможности разнообразить образовательную деятельность с детьми и в нашем детском саду есть такое оборудование. Это интерактивная песочница – инновационное оборудование, которое используется при планировании и осуществлении образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми в образовательном учреждении. Интерактивная песочница имеет несколько режимов, которые используются для широкого круга занятий, которые есть в календарно-тематическом плане нашего сада. Перед детьми открываются живописные пейзажи: долины, горы, вулканы, море и его обитатели. Интерактивная песочница позволяет создавать и изменять мир, позволяет демонстрировать извержения вулканов, смену времен года, дня и ночи. Можно понаблюдать за обитателями океана и саванны. А можно раскрашивать различные картинки изменяя высоту песка. Интерактивная песочница позволяет проводить образовательную и коррекционную работу более эффективно; помогает организовывать различные игры с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья; позволяет использовать методы и средства песочной терапии при передаче информации и формировании мотивации к обучению и развитию. Помимо разнообразных педагогических задач, интерактивная песочница помогает решать следующие коррекционные задачи:
    • Способствует эмоциональной саморегуляции, снятию психоэмоционального напряжения;
    • Развивает моторику;
    • Развивает воображение, творческую и познавательную активность;
    • Помогает формировать навыки учебно-познавательной деятельности;
    • Формирует умения анализа и синтеза, классификации и сериации приобретенных знаний;
    • Способствует вербализации игровых процессов и действий, чувств;
    • Развивает ориентировку в пространстве;
    • Развивает внимание, память, восприятие и т.д.
    • Способствует развитию коммуникативных умений.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА «ШНУРОВКА». Материал подготовила: Дюльдева К. Л., социальный педагог, педагог-психолог. (15.12.2023г.)Шнуровка – один из видов развивающих детских игр. Она успешно осваивается детьми, начиная с 8-месячного возраста. В игровой набор входит шнурок (он может быть разной длины и толщины), а также предмет, который ребенок будет шнуровать. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук, а также развитию речи ребенка.Назначение игр-шнуровок:
    1. Развитие мелкой моторики.
    2. Формирование навыков шнурования различных предметов.
    3. Развитие памяти, внимания, мышления.Задачами данной игры являются:
    Формирование навыка шнуровки: одежды, обуви.
    Развитие способности логического мышления, навыка сравнения, обобщения и анализа.
    Формирование навыка усидчивости при выполнении кропотливой работы.
    Развитие творческих способностей.В нашем детском саду психологи активно используют игру, и детям очень нравится данный вид развивающей деятельности!
  • «Песок – волшебник». Подготовила: педагог — психолог Тертова А.А. (15.05.2023г.) «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    В. Сухомлинский

    Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия — это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды — и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении. Песок — загадочный материал. Он обладает способностью завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным. Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.   Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.  С использованием песочницы выстраиваются увлекательные занятия. Занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Игры развивают мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания. Использовать песочницу можно с детьми от полутора лет. С интерактивной песочницей выстраивается индивидуальный маршрут для коррекции и реабилитации ребенка с ЗПР, ЗРР, СДВГ, ДЦП. Песочницу эффективно используют в индивидуальном, групповом формате, а также в семейном консультировании. Ocнoвнaя цeль этoгo мeтoдa – нeнaвязчивaя пoмoщь peбeнку в ocвoбoждeнии oт эмoциoнaльныx пepeживaний, бecпoкoйcтв, вoлнeний. Пoдcoзнaтeльнo пoвыcить caмooцeнку peбeнкa, научить eгo cпpaвлятьcя c тpуднocтями, cкoppeктиpoвaть пcиxичecкoe cocтoяниe. Cпocoбcтвoвaть paзвитию твopчecкиx cпocoбнocтeй и фaнтaзии.

    «Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»

  • Карл Густав Юнг

    Практикующие инновационные педагоги и воспитатели ДОУ, использующие в работе песочницу, заметили следующее:

    — рисовать песком весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятий, развлечений;

    — у метода нет особых правил. Дети могут рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;

    — развивается моторика;

    — одновременно с моторикой развивается речь. Совершенствуется графомоторика. Дошкольники совершенствуют способность повторять контур, правильно удерживать палочку/ручку, соблюдать ритм движений;

    — подходит для любого возраста. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушным никого;

    — избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов. Тиков, бессонницы. Здоровые дети на таких занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях;

    — помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

    Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки. Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций — обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист/воспитатель, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

    Показания к курсу занятий:

    проблемы поведения различного характера;

    агрессия у ребенка;

    замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка;

    повышенная тревожность;

    трудности в общении;

    трудности адаптации в детском саду;

    дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, РДА, СДВГ;

    логоневроз, заикание;

    задержка развития речи (ЗРР);

    общее недоразвитие речи (ОНР), моторная алалия, сенсо-моторная алалия;

    профилактика развития невротических и психосоматических расстройств;

    страхи, ночные кошмары;

    энурез, энкопрез;

    проблемы взаимодействия с родителями, сверстниками;

    и многое другое.

    Зaнятия пecoчнoй aнимaциeй могут пpинecти пoльзу peбeнку в paзныx acпeктax жизни:

    • Cooтнecти игpу c peaльнoй жизнью;
    • Cфopмиpoвaть чувcтвo кoмфopтa и бeзoпacнocти;
    • Cнять мышeчнoe нaпpяжeниe;
    • Pacшиpить cлoвapный зaпac;
    • Улучшить зpeниe и кoнцeнтpaцию внимaния;
    • Bыучить буквы, oвлaдeть нaвыкaми пиcьмa и чтeния.

    Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития. Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо. Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.

  • «Релаксация для дошкольников» . Подготовила педагог — психолог Гурьева Олеся Алексеевна (12.05.2023г.) Релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Цель релаксации: способствование снятия у детей внутреннего мышечного напряжения, приведению нервной системы и психики дошкольников в нормальное состояние покоя.
  • Использование в работе с детьми релаксационных упражнений помогает решить следующие задачи:
  • — укрепление физического здоровья и формирование красивой осанки;
  • — учить снимать напряжение мышц после физических упражнений;
  • —  тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции;— развитие воображения, образного мышления;— формирование положительных эмоций и чувств.Релаксационные упражнения могут быть использованы в комплексе утренней гимнастики, как физкультминутка на занятии, перед сном, индивидуально с гиперактивными детьми и в любом режимном моменте в течение дня. Все релаксации проводятся под спокойную расслабляющую музыку. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза. Перед проведением релаксации педагог — психолог поясняет, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей. На релаксационных упражнениях детки всегда ложимся в виде цветочка. Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.УПРАЖНЕНИЕ «ОТДЫХ НА МОРЕ»ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.ОБОРУДОВАНИЕ:магнитофон; кассета с записью спокойной музыки; ковёр.ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ:педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте в удобное положение, закройте глаза и слушайте мой голос. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Открываем глаза. Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».Рекомендации: многие методы релаксации эффективны для людей любого возраста. Не стесняйтесь изменять любой из методов, чтобы сделать их подходящими для возраста вашего ребёнка, и не упускайте возможностей по участвовать самим. Снижение уровня напряжения и релаксация родителей положительно влияют на ребёнка.
  • Отчет о проведенной работе по профилактике профессионального выгорания с педагогами МБДОУ д/с 86. Подготовила: педагог-психолог Запоточная И.В. (28.07.2023 г.)В любой профессии важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться.Профессиональное «выгорание» — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное «выгорание» возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Опасность «выгорания» состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а долговременный процесс «сгорания дотла». Категория педагогов является одной из наиболее подверженной возникновению синдрома эмоционального выгорания. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим, интеллектуальным перегрузкам и стрессу. Кроме того, большинство педагогов – женщины, поэтому к стрессогенным факторам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для себя и семьи. Поэтому в настоящее время становится актуальной коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное мастерство, оптимально построить общение с воспитанниками и коллегами по работе. В связи с этим, перед нами, как педагогами-психологами, возникла необходимость организации работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов, работающих в нашем детском саду. Работа проводилась с января по май 2023 года. Основными формами работы с педагогами были индивидуальные и групповые консультации, а также психологические тренинги. Одной из задач семинаров-практикумов являлось расширение информированности о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить психическое здоровье и работоспособность. Подобранные упражнения были направлены на снижение уровня эмоционального выгорания, повышение уровня сплоченности коллектива, развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, повышение самооценки, формирование позитивного отношения к себе и к жизни, повышение мотивации к профессиональной деятельности, обучение способам саморегуляции. Предоставление педагогами обратной связи по итогам семинаров показало, что такого рода психологическая информация очень востребована, она способствует рефлексивному анализу своей деятельности, способности занять активную жизненную позицию и является способом активизации личностных ресурсов, противостоящих появлению синдрома эмоционального выгорания. Профессиональное выгорание легче предотвратить, чем вылечить. Поэтому не ждите, пока появятся признаки выгорания. Регулярно используйте меры профилактики.
  •  Адаптация ребенка к детскому саду. Консультация педагога-психолога Тертовой А.А.
Возрастная группа Что делает психолог?
I младшая группа

(1,5 — 3 года)

Сопровождение процесса адаптации, наблюдения за 
психоэмоциональным состоянием ребенка
Ведение листа адаптации совместно с воспитателем группы
Игры с детьми, беседы, упражнения для снятия 
психоэмоционального напряжения
Консультации с родителями по вопросам адаптации 
ребенка
Консультации с педагогами группы по нормализации 
адаптационного периода
II младшая группа

(3 — 4 года)

Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка 
(по наблюдениям, запросу педагогов и родителей). 
Проводится с целью раннего выявления отклонений 
в развитии
Индивидуальные консультации с родителями по 
результатам диагностики, 
рекомендации по развитию ребенка
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Средняя группа

(4 — 5 лет)

Индивидуальная диагностика ребенка по запросу 
педагогов или родителей
Индивидуальные консультации с родителями по 
результатам диагностики
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Индивидуальная диагностика уровня развития ребенка 
по запросу логопеда 
для направления на ТПМПК г. Белгорода
Старшая группа

(5  — 6 лет)

Индивидуальная диагностика ребенка по запросу 
педагогов или родителей
Индивидуальные консультации с родителями по 
результатам диагностики
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Выявление и поддержка одаренных детей
Подготовительная группа

(6 — 7 лет)

Групповая диагностика уровня развития предпосылок 
к учебной деятельности
Индивидуальная углубленная диагностика уровня 
развития ребенка (в случае, если ребенок в 
групповом режиме показал недостаточные результаты)
Индивидуальные консультации с родителями по итогам 
диагностики
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной 
индивидуальной работы с ребенком
Развивающие занятия с детьми по подготовке к школе
Итоговая диагностика готовности детей к обучению 
в школе
Выявление и поддержка одаренных детей
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

(5 — 6 лет)

Динамическая индивидуальная диагностика уровня 
развития ребенка
Индивидуальные консультации с родителями по 
результатам диагностики
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Коррекционно - развивающие занятия с детьми 
(индивидуально или в малых группах по 3-4 ребенка 
по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми для развития 
эмоционально-волевой сферы (фронтально)
Выявление и поддержка одаренных детей
Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

(6 — 7 лет)

Групповая диагностика уровня развития предпосылок 
к учебной деятельности
Индивидуальная углубленная диагностика уровня 
развития ребенка
Индивидуальные консультации с родителями по итогам 
диагностики
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной 
индивидуальной работы с ребенком
Коррекционно-развивающие занятия с детьми по 
подготовке к обучению в школе (фронтально)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми 
(индивидуально или в малых группах по 3-4 
ребенка по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
Итоговая диагностика готовности детей к обучению 
в школе
Динамическая индивидуальная диагностика уровня 
развития ребенка
Выявление и поддержка одаренных детей
Разновозрастная группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(4-8 лет)

Динамическая индивидуальная диагностика уровня 
развития ребенка
Индивидуальные консультации с родителями по 
результатам диагностики
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной индивидуальной работы с ребенком
Коррекционно - развивающие занятия с детьми 
(индивидуально или в малых группах по 3-4 ребенка 
по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми для развития 
эмоционально-волевой сферы (фронтально)
Динамическая индивидуальная диагностика уровня 
развития ребенка
Выявление и поддержка одаренных детей
Старшая группа комбинированной направленности

(5 — 6 лет)

Динамическая индивидуальная диагностика уровня 
развития детей с ОВЗ.
Индивидуальные консультации с родителями по 
результатам диагностики, 
а также по вопросам особенностей развития детей.
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной индивидуальной работы с детьми с ОВЗ
Консультирование педагогов по вопросам интеграции 
детей с ОВЗ в сообщество группы и в общество в целом.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ 
(индивидуально по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ 
(в малых подгруппах по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми направленные 
на сплочение детского коллектива, интеграцию детей в ОВЗ 
в детское сообщество (фронтально)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми для развития 
эмоционально-волевой сферы (фронтально)
Выявление и поддержка одаренных детей
Сопровождение адаптации воспитанников с ОВЗ
Подготовительная группа комбинированной направленности

(6 — 7 лет)

Групповая диагностика уровня развития предпосылок 
к учебной деятельности и учебных затруднений
Индивидуальная углубленная диагностика уровня 
развития ребенка.
Динамическая индивидуальная диагностика уровня 
развития детей с ОВЗ
Индивидуальные консультации с родителями по 
результатам диагностики, 
а также по вопросам особенностей развития детей.
Консультации с педагогами группы по организации 
дополнительной индивидуальной работы с детьми с ОВЗ
Консультирование педагогов по вопросам интеграции 
детей с ОВЗ в сообщество группы и в общество 
в целом, подготовка к переходу 
детей из детского сада в школу.
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ 
(индивидуально по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ 
(в малых подгруппах по рекомендациям ТПМПК г. Белгорода)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми, 
направленные на сплочение детского коллектива, 
интеграцию детей в ОВЗ в детское сообщество (фронтально)
Коррекционно-развивающие занятия с детьми по 
подготовке к обучению в школе (фронтально)
Итоговая диагностика готовности детей к 
обучению в школе
Динамическая индивидуальная диагностика 
уровня развития ребенка.
Выявление и поддержка одаренных детей

«ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ». (18 февраля 2024 г.) Материал подготовила Дюльдева Кристина Леонидовна, социальный педагог, педагог-психолог.

В подготовительных группах №3, №12, №13 прошло занятие на тему «Права и обязанности дошкольников». Социальный педагог Дюльдева К.Л. провела с детьми беседу о том, что такое права и обязанности детей, зачем они нужны в обществе, а также дети познакомились с Конвенцией «О правах ребенка».

На занятии дети узнали, что дошкольный возраст является важным и формирующим периодом в жизни ребенка. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые навыки, обучаться, развиваться и социализироваться. Права и обязанности дошкольника играют особую роль в процессе его становления и формирования.

Права дошкольника:

  1. Право на пребывание в безопасной и заботливой среде.
  2. Право на образование.
  3. Право на игру и свободное время.
  4. Право на свободу мысли, совести и религии.
  5. Право на уважение.

Обязанности дошкольника:

  1. Обучение и развитие.
  2. Соблюдение правил поведения.
  3. Уважение окружающих.
  4. Уход за своим здоровьем и гигиена.
  5. Бережное отношение к окружающей среде.

Права и обязанности дошкольника помогают ему лучше узнать себя, развить свои способности и навыки, а также вникнуть в социальные отношения и взаимодействие. Соблюдение данных прав и обязанностей способствует гармоничному развитию ребенка и формирует основу для его будущего успеха в обществе.

«Развиваем мозг, играя». Подготовила педагог — психолог Запоточная Ирина Валерьевна (12.04.2023г.)

Дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур. Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба. Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. В начале каждого занятия я использую игры и упражнения для развития межполушарных связей, которые синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую. Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним. Важно во всех играх действия выполнять сначала одной рукой, затем обязательно другой. После, когда ребенок научится выполнять одной рукой, предложить выполнить то же действие, но только двумя руками одновременно. Дети всегда с большим интересом включаются в эти игры, и с большим удовольствием выполняют задания. Ежедневное выполнение нейроупражнений в течение 5-7 минут будет способствовать достижению ребенком успехов во всех видах деятельности.

Игры с  интерактивной песочницей «Полянка». Подготовила: педагог — психолог Тертова А.А. (10.12.22г.).

В нашем дошкольном учреждении интерактивная песочница «Полянка» появилась в рамках проекта «Доступная среда» в 2020 году. Всем известно, что игры с песком способствуют развитию памяти, тактильной чувствительности, наглядно-образного мышления, мелкой моторики рук, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления в целом. Занятия в интерактивной песочнице помогают ребенку всесторонне развиваться, так как в процессе игры задействованы все органы чувств и способствуют нормализации психоэмоционального состояния. Разнообразие режимов открывает множество вариантов ее использования. Меняя высоту песка, песок окрашивается в разные цвета, либо на песок проецируются различные текстуры и ландшафты. Песок превращается в вулкан, цветущую зелень, прохладные водоемы, льдины, жаркую Сахару и т.д.

Очень понравилась функция конструктора в режимах «Природа», «Релаксация». «Мультфильм», которая ещё больше расширяет возможности обучения и коррекционно-развивающей деятельности и позволяет решать еще больше задач занятия. Можно добавлять музыку или загружать свои картинки, что позволяет проводить практически любое занятие с помощью песочницы и делает ее универсальным средством обучения.

Дети получают разные реальности, им нравится чувствовать себя творцами. На песке возможно почти все. Если что-то не получается – это легко исправить или переделать. Можно воплощать свои самые смелые фантазии.

Самые любимые режимы у наших детей это:

«Вулкан», который является проекцией наших невыраженных чувств.

«Черепаха», помогает вырабатывать партнерские отношения, учит взаимодействовать и договариваться, вырабатывает командный дух.

«Подводный мир» позволяет расширить знания о морских обитателях, за которыми можно бесконечно наблюдать, можно использовать для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

«Планеты» стали просто палочкой-выручалочкой на тематической неделе, посвященной Дню Космонавтики. Дети пополнили свои знания о планетах, учились работать в команде, помогая Марсику.

Режим «Сокровища» развивает слуховое внимание, память, ориентировку в пространстве, мышление. Детям нравится прятать и находить различные «секретики», учатся взаимодействию с друг другом, эмпатийности, умению приходить на выручку своему товарищу.

Отправлять кораблик с различными поручениями в режиме «Город» — еще одна симпатия наших детей. Помогая грузам проплыть по каналу, дети чувствуют себя героями. Игра помогает сплочению коллектива, развитию коммуникативных навыков.

«Мемори» — новая игра. Детям нравится «угадывать», где находятся одинаковые карточки, при этом развивается память, внимание. При нахождении одинаковых пар эмоции «бьют через край»

В режиме «Природа» стало большим подспорьем возможность добавления животных, явлений природы, а смена дня и ночи вызывает изумление у детей. Фантастические цвета воды (красный, желтый зеленый), позволяют пофантазировать о неизведанном Космосе или задуматься об экологии и проблеме загрязнения нашей Планеты.

Режим «Цветной песок» очень помогает в работе с малышами как на этапе адаптации, для снятия психоэмоционального напряжения, так и для развития цветового восприятия, закрепления названий цветов.

Детям нравится играть в песке, даже без использования интерактивных режимов. Текстура песка успокаивает, дарит приятные ощущения, помогает стеснительным и тревожным детям раскрыться, гиперактивным — стать спокойнее, агрессивным – дружелюбнее.

Дети называют песочницу «Волшебной», и это действительно так: те метаморфозы, которые происходят с детьми, поистине удивительны. После занятий в песочнице дети становятся более спокойными, уверенными в себе, учатся договариваться, приходить к компромиссам.

«Почему  важны и для чего нужны игры с детьми по развитию межполушарных связей».  Подготовила: педагог — психолог Тертова А.А. (15.10.22г.).

В нашем детском саду проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию межполушарных связей. Это пальчиковые игры, игры и тренажеры на межполушарное взаимодействие, упражнения с межполушарными досками.  Как известно, каждое полушарие ответственно за свой род деятельности. Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, обработку большого объема информации, воображение, творческое мышление.  Левое – за память, абстрактное мышление, анализ информации и т. д. Важно объединить оба полушария в единую целостную систему. Для этого и предусмотрены занятия по развитию связей между половинками мозга.

Что дают упражнения:

  • Развивают синхронную работу полушарий.
  • Улучшают эффективность работы всего головного мозга.
  • Развивают воображение, речь, внимание и др.
  • Улучшают способности воспринимать информацию.
  • Развивают логику, дают облегчение процесса обучения.
  • Улучшают длительную память, способности к восприятию.

Как понять что у ребенка плохая связь между полушариями мозга?

Это можно заподозрить по следующим признакам:

-ребенок «зеркалит» написание букв и цифр (это может быть как вертикальное, так  и горизонтальное «зеркаливание»);

— малышу сложно составить связный рассказ по сюжетной картинке, либо он это делает с большим трудом;

— ребенок плохо понимает эмоции других людей и ему сложно выразить собственные чувства, то есть страдает эмоциональный интеллект;

— малыш ориентирован на общение с детьми младше себя по возрасту потому, что со сверстниками он не может выстроить нормальных отношений;

— многие поговорки, выражения с переносным смыслом, юмористические рассказы, загадки для него не понятны;

Конечно, не стоит сразу пугаться и ставить неутешительные диагнозы, если у вашего сына или дочери наблюдаются какие-то из вышеперечисленных признаков. Лучше обратиться к специалисту с просьбой о диагностике малыша.

Сказки для адаптации к детскому саду «УПРОСТИТЕ ЖИЗНЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ»

 Информация по  материалам других специалистов. Подготовила: педагог — психолог Тертова А.А. (15.05.22г).

Большинство малышей испытывают стресс, впервые попадая в детский сад. К счастью, специальные методики адаптации через сказки, позволяют избавить ребёнка от страхов и опасений. Страх остаться без мамы; страх, что она не вернётся; боязнь чужих взрослых; проблемы в общении с детьми; конфликтные ситуации — всё это несомненно бьёт по нервной системе крохи, который только-только пошёл в детский сад. Чтобы сгладить стресс, избавить ребёнка от страхов и настроить на позитивный лад, стоит заранее заняться вопросом адаптации к саду. Общения со сверстниками в кружках и на площадке, прогулок и занятий с няней и бабушкой в отсутствие мамы не хватит для того, чтобы подготовить карапуза к походу в детский сад. Помогут специальные методики, разработанные опытными психологами и педагогами. Одна из самых доступных — сказкотерапия — позволяет обсудить волнующие малыша вопросы о детском садике в весёлой, игровой форме. Существуют особые адаптационные сказки, написанные специально для того, чтобы проработать все страхи и волнения ребёнка.

5 правил сказкотерапии:

— Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

— Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

— Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

— Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

—  Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Сказка 1.

Знакомство с детским садом

Жила-была семья. Папа слон, мама слониха и маленький слонёнок Тоша. Слоник подрос, и пришла пора ему идти в детский садик. Он очень хотел туда попасть, и вот этот день настал. Мама разбудила Тошу рано, умыла, одела его в новую одёжку и повезла на машине в детский сад. В детском саду его встретила тётя воспитатель. Она показала ему шкафчик, в который он будет складывать свои вещи и сменные тапочки. На шкафчике была наклеена красивая картинка — шарик, чтобы Тоша не перепутал свой шкафчик с другими. Слоник переобулся в другие тапочки, и мама провела его в группу. Там уже было много других слоников: они играли с кубиками, смотрели книжки, катали кукол в колясках. Тоша тоже нашёл занятие — он увидел дудку, взял её и стал гудеть. А потом слониха няня принесла завтрак и накрыла на стол. Слоники кушали кашу, сосиску, пили чай с хлебом и маслом. После завтрака слоник заскучал, но потом к нему подошёл другой слонёнок, и они познакомились и подружились. Слонёнка звали Гора. Он показал Тоше игрушки в группе, игры, и они весело провели время. Тоша даже не заметил, как пришла мама.

Сказка 2.

Если ребёнок не хочет идти в сад

— Мама, ну мама!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну давай! — Хорошо, — ответила мама. И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами. — Алла, Алла, привет! — донеслось откуда-то сбоку. Девочка огляделась и увидела Инну. — А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна. — Мы, все ребята, так тебя ждём! А ещё у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже всё обыскали, нигде их нет! — Как пропали? — всполошилась Алла. — Где же они могут быть? — Не знаю, — грустно ответила Инна. — Ну так что? Ты завтра придёшь? — Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка. На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести её в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже… — Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла. Но они так и не появились. Вечером мама пришла в детский сад, забирать дочку домой. Аллочка оделась, и они пошли. Идут через парк, дождик моросит. Вдруг Алла видит, что её любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат. — Мама, смотри! — воскликнула девочка. — Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести. Мама дала дочке большой пакет, и девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики. — Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принёс? — Привет, Алла! — обрадовались игрушки. — Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты всё к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись. — Вот оно что! — засмеялась девочка. — А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить! А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им Дед Мороз дарил подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков, и многое-многое другое. Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала: «А в садике хорошо!» И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.

Сказка 3.

Если ребёнок боится, что мама его не заберёт

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберёт вечером из детского сада. Он всё время спрашивал: «Мама, а ты вечером меня заберешь?» — «Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы». Но Зайка всё никак не мог в это поверить и спрашивал всё снова и снова. Случайно этот разговор услышал Слонёнок. Он ходил в ту же группу, что и Зайка, и спросил у Зайки на прогулке: — Зайка, неужели ты боишься, что мама тебя не заберёт домой? — Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня, — ответил Зайка. На это Слоненок сказал: — Ты чего, Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки. Зайка спросил: — Совсем-совсем пустой? Слонёнок ответил: — Совсем -совсем. Детки только утром приходят в садик. Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой. Когда вечером зверята поужинали, Слонёнок и Зайка стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львёнка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слонёнку и Зайчонку не удалось посмотреть, так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайке так понравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.

Сказка 4.

Если ребёнок не хочет спать в детском саду

Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду в группе и стояла в спальне среди других кроваток. Осенью в группу пришли детишки. Многие кроватки застелили детским постельным бельём, и они стали красивыми. И ещё к ним стали приходить детишки. Они ложились в кроватки, и кроватки их грели. Малышам было в кроватках хорошо, тепло, и они засыпали. Кроватки очень радовались. И только одной кроватке не досталось ребёночка, и она очень грустила. Ей некого было греть, ей было скучно и одиноко. И вот появилась новенькая девочка, которую положили именно в эту кроватку. Кроватка так обрадовалась. Девочка была очень миленькая, красивая, добрая. Кроватка была счастлива. Она очень ждала, когда девочка придёт к ней. А когда девочка приходила, кроватка старалась скорее согреть её и подарить сон. Но вот девочке вдруг разонравилось спать в саду. Ложась в кроватку, она постоянно спрашивала про маму. Кроватка очень расстроилась, она изо всех сил старалась согреть её, успокоить, чтобы девочка заснула. Но девочка не спала. Кроватка стала бояться, что девочка совсем не захочет спать, и она снова останется одна. Ей от этого было очень грустно, ведь она уже так привыкла к этой хорошей девочке, ей так нравилось её греть. Кроватку создали для того, чтобы она дарила сон детишкам. Каждая кроватка мечтала делать это. И наша кроватка тоже. И у тебя в садике тоже есть кроватка. Она тебя очень ждёт, она любит греть тебя и радуется, когда ты спишь в ней.

Сказка 5.

Если ребёнок грустит в детском саду

Жила-была девочка Маша. Сначала она была совсем малышкой, а потом росла-росла и подросла. Да так подросла, что можно теперь ей было в садик идти с ребятками играть. Мама и папа так обрадовались, что Маша большая. Устроили праздник. Мама торт испекла, и Маша даже сама свечки задувала. На следующий день Машуля в первый раз в садик пошла, и так ей там понравилось, что даже уходить не хотела. Играла с игрушками, ела кашу-вкусняшу. А еще у неё там дружок появился — Семён, такой весёлый мальчишка с кудряшками. Целыми днями они вместе играли. Семён садился на одном конце комнаты и толкал Маше большой грузовик. Маша ловила его, нагружала в кузов кубики и отправляла к Семёну, а он строил большую башню. Весело им было вместе. Даже засыпать было нескучно, потому что кроватки стояли рядышком, и они вместе закрывали глазки и спали. И вот в один осенний дождливый день, когда листья стали совсем жёлтыми, ветер принёс в детский садик Грустинку. Она была такая маленькая, серенькая, как микробик, влетела в форточку и спряталась в кармашек к Маше. И тут Машу как подменили. Стало ей грустно, она почему-то расстроилась, маму потеряла и давай плакать. Все ребятки и воспитательница её успокаивали, успокаивали… А слёзки сами собой всё равно капают, так кап-кап-кап… И всё Маша знает, что мама скоро придёт, просто сходит на работу, потом купит вкусный йогурт и прибежит за Машей. Знает это Маша, а всё равно почему-то грустно — хочется, чтобы мама прямо сейчас пришла… А это всё грустная Грустинка сидит в кармашке и Машу расстраивает, плакать заставляет. Семён Машу пытался развеселить: и в каравай предлагал поиграть, куклу ей в коляске прикатил — а Маша всё равно грустная. И тут Семён увидел, что у Машули глазки совсем мокрые. И решил ей помочь: — Дай, — говорит, — я твой платочек достану, и слёзки вытрем, не плачь! Вытащил Сёма Машин платочек, вместе с ним Грустинка из кармашка и вытряхнулась, и опять в форточку улетела. А Маша тут же улыбнулась, а потом засмеялась и стала снова весёлая. А Сёма и другие ребятки, конечно, очень обрадовались, что Грустинка совсем улетела, и все вместе побежали мультики смотреть. С тех пор Маша всегда свой кармашек проверяет, не застряла ли там Грустинка, и никогда в садике больше не грустит.

СКАЗКА №6

Однажды Зайка и мама-зайчиха шли в детский сад. Зайка очень переживал и расстраивался, что мама его не заберет вечером из детского сада.
Он все время спрашивал: мама, а ты вечером меня заберешь?
— Конечно, заберу тебя, Зайка. Я обязательно приду за тобой после работы.
Но зайка все никак не мог в это поверить и спрашивал все снова и снова.

Случайно этот разговор услышал Слоненок. Он ходил в ту же группу, что и зайка и спросил у Зайки на прогулке:
— Зайка, неужели Ты боишься, что мама тебя не заберет домой?
— Да, я очень боюсь, что мама оставит здесь меня — ответил Зайка.
На это Слоненок сказал: Ты чего,Зайка. Такого не может быть. Всех деток вечером забирают домой мамы и папы. Ночью детский сад абсолютно пустой. Только утром приходят детки.
Зайка спросил: Совсем-совсем пустой?
Слоненок ответил: Совсем -совсем. Детки только утром приходят в садик.
Вот давай с тобой вечером посмотрим, заберут абсолютно всех деток домой.

Когда вечером зверятки поужинали, то Слоненок и Зайчонок стали ждать, кого же заберут первым. В этот день первую забрали кошечку. За ней пришла мама. Потом забрали медвежонка, львенка, белочку, кролика, мышку и пингвина. Все были очень рады, что за ними пришли мама и папа. Кого же забрали последним, Слоненку и Зайчонку не удалось посмотреть. Так как за ними тоже пришли мамы. И они с радостью побежали домой. Зайчонку так нравился этот момент, когда мама его забирала вечером домой. Он был такой счастливый и вечером рассказывал маме, что же у него произошло интересного за весь день в детском саду.

СКАЗКА №7

Сказка про то, как Алла полюбила в садик ходить

Прежде чем рассказать ребенку нашу сказку, ненавязчиво узнайте у него, в какую игрушку он любит больше всего играть в детском саду. Затем замените на нее кубики, а вместо девочки Инны подставьте имя любой малышки из группы вашего ребенка. Если вы рассказываете сказку мальчику, то героев сказки тоже сделайте лицами мужского пола.

— Мама, ну мама!!!! Я больше не хочу ходить в детский садик, — упрашивала маму Алла. — Давай останемся дома! Ну давай!
— Хорошо, — ответила мама.
И с этого момента Алла перестала ходить в детский сад. Так прошло две недели. Однажды Аллочка с мамой пошли вместе в магазин за продуктами.
— Алла, Алла, привет! — донеслось где-то сбоку.
Девочка огляделась и увидела Инну.
— А ты почему в детский сад теперь не ходишь? — спросила Аллу Инна. — Мы, все ребята, так тебя ждем! А еще у нас беда случилась! Помнишь кубики, в которые ты любила играть? Они вчера пропали. Мы уже все обыскали, нигде их нет!
— Как пропали? — всполошилась Алла. — Где же они могут быть?
— Не знаю, — грустно ответила Инна. — Ну так что? Ты завтра придешь?
— Приду, обязательно приду, — задумчиво сказала девочка.

На следующее утро Алла сама проснулась очень рано и попросила маму отвести ее в садик. Пришла, поздоровалась с воспитательницей и ребятами и сразу пошла любимые кубики искать. В шкафу их нет, под шкафом тоже…

— Кубики, ну где же вы? — грустно спросила Алла.
Но они так и не появились.
Вечером мама пришла забирать дочку домой. Аллочка оделась и они пошли. Идут через парк, дождик моросит.
Вдруг Алла видит, что ее любимые кубики на мокрой и холодной лавке лежат.
— Мама, смотри! — воскликнула девочка. — Там кубики из нашего детского садика лежат! У тебя нет пакета? Я хочу их забрать и завтра обратно в садик отнести.
Мама дала дочке большой пакет и, девочка сразу же бросилась собирать с лавочки разноцветные кубики.
— Эх, кубики! Как же вы здесь оказались? Кто вас сюда принес?
— Привет, Алла! Обрадовались игрушки! Мы так рады тебя видеть! Нас сюда никто не приносил! Мы тебя ждали-ждали, а ты все к нам в гости в садик так и не приходила. Мы очень расстроились и пошли тебя искать, но потерялись.
— Вот оно что! — засмеялась девочка! — А я вас сегодня весь день в группе искала! Вы больше не убегайте! Я теперь обязательно в садик буду ходить!

А ночью Алле приснился сон, как она вместе с воспитательницей и другими ребятами разучивала песню для мамы на праздник 8 марта, как на Новый Год им дарили подарки, как весело она играла с ребятами, как построила большую крепость из кубиков и многое-многое другое.

Утром, проснувшись и собираясь в садик, девочка подумала:
— А в садике хорошо!
И, взяв пакет с кубиками, радостно побежала догонять маму.

СКАЗКА №8

Жили-были в лесу разные звери

В одном доме жила семья медведей: папа-медведь, мама-медведица, медвежонок Мишутка. В другом доме жили зайцы: мама-зайчиха, папа-заяц, старенькая бабушка Зая и маленький зайчонок. А в третьем доме жили лисы: папа, мама и дочка-лисичка. А ещё жили в лесу Волчица с Волчонком, Мышка с Мышонком и многие другие звери, большие и маленькие.

Пока малыши не подросли, они играли каждый возле своего домишка, у своей норки или у своего логова. Но вот стали они постарше, и родители решили, что пора детям друг с другом познакомиться, чтобы было им веселее играть. И устроили в лесу детский сад для зверят! В воспитатели позвали мудрую тетушку Сову, чтобы она научила детишек дружить.

Нашли звери в лесу подходящую полянку, где малыши могли бы вместе играть, сделали загородку, поставили кроватки и столики, принесли побольше игрушек и привели туда своих малышей. Одни зверята, как только увидели новые игрушки, с мамами попрощались и побежали играть. А Зайчишка маленький испугался, прижался к мамочке и отойти от неё боится. Малышей много, все бегают, играют, а маленький Зайка все стоит и стоит возле мамы.

Увидела это тетушка Сова, но не стала Заиньку ругать, а разрешила ему в первый день побыть в садике вместе с мамой. Зайчишка к маме на ручки залез и оттуда смотрел, чем другие занимаются. Тут Мышонок захотел в мячик поиграть, а как одному-то? Стал Мышонок Заиньке мячик катать, а Заинька взял мячик и Мышонку покатил. Видит мама-зайчиха, что подружились детки, играют вместе, мячик катают и смеются. «Ну, малыш, пора уходить»! — через какое-то время сказала мама-зайчиха. «Нет, мам, я лучше здесь поиграю, а потом ты за мной придешь».

Договорились, что в первый день мамы заберут малышей после обеда. Вот зверята поиграли, погуляли и сели за стол обедать. Зайка быстро свой обед схрумкал, а медвежонок сидит и ждет, кто его с ложечки покормит. Подошла к нему тетушка Сова, показала, как ложку держать, и стал Мишутка потихоньку сам кашу есть. Лапки у него неловкие, но старается медвежонок, пыхтит! «Я, — говорит, — теперь и дома буду сам есть! Ведь я уже большой!».

После обеда малыши отнесли посуду и стали собираться домой. За Заинькой бабушка пришла, за Лисенком — папа, за Мишуткой — мама-Медведица. Все детишки разошлись очень довольные. Некоторые даже уходить не хотели, но тетушка Сова сказала, что на ночь детский сад закрывается, и сейчас каждый пойдёт к себе домой, а завтра утром они снова встретятся и будут вместе играть.

С тех пор в лесу так и повелось: самые маленькие сидели по норкам с мамами, а те, кто постарше, приходили к тетушке Сове в детский садик. У каждого малыша там был свой шкафчик для одежды и своя кроватка, где кроха спал после обеда. По вечерам мамы забирали детишек домой, а садик на ночь закрывался.

Как работать со сказкой:
Сыграть в эту сказку с игрушками.
Рассказать, как сами ходили в детский сад (чем любили заниматься в детском саду, любимые игры и занятия в детском саду, с кем дружили).
Рассмотреть с ребенком свои детские фотографии, в детском саду.

СКАЗКА №9

Как Марина в садик ходила

Жила — была на белом свете девочка Марина. Было Марине три годика, и она ужасно не любила ходить в детский садик. Каждое утро просила она родителей разрешить ей остаться дома. Родители очень расстраивались от таких слов дочери.

И вот однажды мама разрешила Марине остаться дома. День дома тянулся как-то необычно долго. Девочка слонялась из угла в угол, играть с игрушками ей надоело, от телевизора она устала, а упрашивать маму поиграть с ней или сходить погулять, ей не хотелось. И следующим утром Марина согласилась пойти в сад.

Когда она зашла в группу все дети закричали:
— Ура! Марина пришла! Почему тебя вчера не было? Мы всей группой ходили в цирк! На весёлое представление! Было так здорово!

Обидно стало Марине: ведь ей так грустно было дома, когда ее друзья были в цирке.

Долго ли, коротко ли ходила Марина в садик, а стала упрямиться снова. И на этот раз мама разрешила дочке остаться дома. И снова тянулся день, и казалось девочке, что он никогда не закончится.

На другой день Марина вернулась в садик. Ребята вокруг снова обсуждали что-то интересное.
— Марина! Мы всей группой ездили на детскую железную дорогу и там катались на поезде… а потом гуляли по парку!.. а в парке встретили белочку!… а в детском поезде есть удобные столики… а ребята-проводники рассказали веселую историю… а поездом управлял тоже мальчик, ему всего 13 лет!… — взахлеб рассказывали ребята.
До слёз стало обидно девочке: как же так, опять вся группа радовалась и обсуждала интересное событие, а до Марины никому не было дела…

День за днем Марина снова ходила в садик. Долго ли, коротко ли, только вновь Марина маму упрашивает: «Мамочка, можно я дома на денечек останусь?»
— Оставайся, — ответила мама, — но помни, что это было твое решение.

Когда Марина через день снова появилась в группе, то увидела, что на полочке стоят очень красивые фигурки из пластилина — и зайчик там, и лисичка, и медвежонок!..
— Ой, красота-то какая!!! — восхищенно застыла Марина.
— Смотри, Марина, этого зайчика я сама слепила! — сказала девочке подружка Оксана, указывая на того самого зайчика, который так понравился Марине, — к нам вчера специальный учитель приходил и показывал, как это сделать! А этого медвежонка Андрюшка слепил, вон ту лисичку — Танюша.
Не выдержала Марина — заплакала: «Ну почему же я всегда все самое интересное пропускаю!? Не буду больше садик пропускать!»

С этого самого дня Марина всегда ходила в детский садик, и даже если болела, то всегда старалась скорее вылечиться, чтобы не пропустить чего-нибудь интересного.

СКАЗКА №10

Сказкотерапия для детей, переживающих период адаптации к детскому саду, поможет справиться со стрессом. Поэтому прочитайте ребенку сказку про мальчика Славика, который не хотел ходить в детский садик. Дети идентифицируют себя с главными героями сказок, поэтому слушая истории о ребятах, похожих на них, им легче бороться со своими страхами и переживаниями. Поэтому если Вы читаете сказку дочке, то замените главного героя на девочку (например, Соню), а железную дорогу на домик для кукол.

Жил-был маленький мальчик Славик. Славик жил с мамой и папой. Мама и папа его очень любили, играли с ним, кормили его, читали ему книжки и рассказывали сказки. Больше всего на свете Славик любил играть в игрушки! У него были машинки, кубики, мячики и даже цветная бумага и пластилин! Но Славик всегда хотел иметь железную дорогу. Такую, по которой ездят поезда. Только Славик был маленький и не знал, как рассказать родителям про железную дорогу. Приходилось играть в машинки и кубики! И Славик это с удовольствием делал.

Однажды утром, Славика разбудил папа и позвал его на кухню. На кухне мама готовила завтрак. У Славика в тарелке лежала каша (которую он не очень-то любил) и ягоды из варенья (которым он очень даже любил лакомиться). Славик начал возить по тарелке ложкой — получались красивые разводы. Но родители не дали Славику полюбоваться на получающуюся красоту. «Сегодня нужно поторопиться», — сказала мама. «Ты сегодня идешь в детский сад!», — объявил торжественно папа. Славик не хотел идти в детский сад. Во-первых, он не знал, что это такое… Во-вторых, сегодня его ждали его игрушки. Он хотел построить домик из кубиков, покатать все свои игрушки на машинках, раскрасить картинку, которую он начал рисовать на обоях рядом с батареей. Но родители не хотели ничего слушать: «Нам надо на работу! Не останешься же ты дома один?».

Славика причесали и одели. Хотя Славик и так умел сам одеваться. Было обидно. Неужели его теперь всегда будут одевать взрослые? По дороге в садик папа объяснял Славику, что в садике будет тетя-воспитательница, а также другие ребята и много игрушек. В детском саду Славику не понравилось. Комнатка была маленькая, в ней стояли шкафчики с картинками, детей не было, и игрушек тоже! Однако на встречу вышла воспитательница: «Здравствуй, Славик! Меня зовут Ирина Ивановна. Я тебя ждала. Вот твой шкафчик, раздевайся скорее!». Мама раздела Славика. Славик опять удивился: он же может это делать САМ! Потом мама сказала: «Ну, все, Славик! Теперь мы с папой уходим на работу, а ты останешься здесь. Мы за тобой вернемся вечером. Не скучай!». Тут Славик понял, что он не хочет оставаться без мамы и папы в детском саду. Кроме того, он не хочет оставаться здесь до самого вечера с Ириной Ивановной. Что он будет делать? Все его игрушки остались дома! Славик понял, что он будет очень-очень скучать, и решил дать понять это родителям. Славик заплакал! Ну, да! Мальчики не плачут. Но в таких ситуациях кто угодно заплакал бы! Мама и папа испугались. Славик посмотрел на них и увидел, что если он заплачет громче, они его заберут домой. Славик набрал полную грудь воздуха и приготовился выдать «Ааа!!! Не пойдуууу!!! Не хочуууу!!! Мамааа!!! Хочу к тебеееее!!!». Но тут в комнатку вбежали девочка и мальчик. Они играли в большой красный мяч. Славик заглянул в комнату, из которой они выбежали, и увидел там еще ребят. И еще он увидел много игрушек. Славику стало интересно. Он забыл на время про маму и папу и пошел исследовать новую комнату. Там были столики, стульчики, кубики, книжки, куклы, мягкие мишки и зайки, а посередине комнаты… Посередине комнаты стояла большая железная дорога. И мальчики возили по ней паровозики! Славик подбежал к мальчикам. А Ирина Ивановна дала ему маленький паровозик и предложила поиграть с ребятами. Конечно, Славик с радостью согласился! Ту-ту! Паровозик едет! Едет в дальние края! А за ним — паровозик Максимки и паровозик Юры. Славик нашел себе новых друзей! Они поиграли в паровозики, потом поели опять кашу, потом пошли гулять и на прогулке построили из песка гараж! А когда за Славиком пришли мама и папа, Ирина Ивановна читала всем ребятам интересную историю про маленького мальчика, который не хотел идти в детский сад. И этого мальчика тоже звали Славиком!

Обсудите с ребенком, что ему запомнилось из сказки. Что ему понравилось? Что не понравилось? Пусть малыш придумает, как разворачивались события на следующий день. Хотел ли Славик в детский сад? Что он там делал?

Психотерапевтические сказки для детей в период адаптации к д\саду.

Сказка 11

Как кенгуреныш стал самостоятельным

Для детей 2-5 лет

Рассматривает проблему: Когда есть страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.

Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке, Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.

Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сдался, поджал коленки и пролез в сумочку.

Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
Днем за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.
Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел соседских мальчиков, которые играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми. А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет домой, к своему любимому Кенгуренышу.

Обсуждение:
-Чего боялся Кенгуренок? Ты боялся того же? Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?