Муниципальный проект Профилактика нарушений ОДА

Паспорт муниципального проекта «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников дошкольных организаций города Белгорода»

План управления муниципальным проектом

Приказ МБДОУ д/с № 86 «О реализации институционального проекта» от 03.10.2018 г. №164

Паспорт институционального проекта на 2018-2019 учебный год «Обновление развивающей предметно-пространственной среды по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников 2-7 лет»

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников младшей группы №1. Воспитатели Медведева Л.И., Озерова Т.П.

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников средней группы №6. Воспитатели Такшина С.В., Кащаева Ю.А.

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников старшей группы №8. Воспитатели Резникова Р.В., Ушакова С.А.

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников подготовительной группы №7. Воспитатели Олейник Е.В., Лазько Е.В.

Консультация для родителей «Последствия нарушений опорно-двигательного аппарата»

Консультация для родителей «Игры с массажными мячиками»

Консультация для родителей «Вместе с мамой, вместе с папой. Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей»

Консультация для родителей «Контроль за осанкой ребенка»

Консультация для родителей «Зарядка по профилактике плоскостопия в домашних условиях»

Консультация для родителей «Красивая осанка — залог здорового ребенка» (воспитатель Такшина С.В.)

Консультация для родителей «Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата» (инструктор по физической культуре Яковенко Е.С.)

Консультация для родителей «Плавание как способ улучшения осанки» (инструктор по физической культуре Коржова И.В.)

https://vk.com/club161848380?z=video-161848380_456239026%2F5bbf91a0f165cb22a4%2Fpl_post_-161848380_116 – ссылка на комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки

https://vk.com/club161848380?z=video-161848380_456239027%2Fpl_post_-161848380_116 — Комплекс упражнений по формированию свода стопы для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Подвижные игры и упражнения, способствующие профилактике

нарушений осанки и плоскостопия»

 Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно — двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.

Не стоит недооценивать значение игры в процессе воспитания детей. Чем чаще взрослые играют с ними, тем лучше и быстрее они осваивают нужные навыки. Дело в том, что ребенок, играя самостоятельно, не сразу может проявить себя, свою активность и инициативу, движения его часто однообразны и ограничены. Однако в играх с заданием действия ребенка приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, он закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость.

Вы можете сами придумывать игры, видоизменять их и по необходимости усложнять уже известные. Ребенка надо учить играть, тогда он будет не только крепким и здоровым, но и организованным и инициативным. Игра для детей — основная форма учебы, тренинг взаимодействия с окружающими, освоение различных ролей и функций, моделирование разнообразных ситуаций и их разрешения.

Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви.

Примеры подвижных игр и упражнений.

Ловкие ноги.

Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.

Барабан.

Дети садятся на стулья (или скамейку). Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.

Донеси платочек.

Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его.

Великан и карлик.

«Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются присев на корточки.

Лошадка.

Дети передвигаются по кругу, подражая аллюру лошади: шагом, рысью, галопом.

Пройдине ошибись.

Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно спиной вперед, ставя носок к пятке.

Футболисты.

Двое детей становятся друг против друга в 20 шагах. Позади каждого на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» шириной 1,5 м. Один из игроков должен забросить мяч в ворота противника, ведя его то правой, то левой ногой. Если игроков много их можно разделить на несколько команд.

Ходьба «змейкой»

Установить кегли (мячи, кубики) в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Дети, держась за пояса впереди стоящих и образуя змейку, обходят кегли, стараясь их не задеть.

Резвый мешочек.

Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с небольшим грузом (мешочком наполненным песком) на конце.

 Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

 Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

«Футбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

 

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

 Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета «Загрузи машину»

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

«Извилистая дорожка»

На половинку плотной ткани нашивается веревка, которая располагается в виде змейки. «Массажные валики», «Ребристые доски», «Дорожки с камешками», «Палочки», «Платочки», «Ступни и ладошки»

 Игра «Сделай правильно» 3-7 лет.

Дети свободно располагаются на площадке. По команде воспитателя дети бегают, танцуют, прыгают или ходят с различным положением стоп или на четвереньках и др., обязательно под музыкальное сопровождение. Выключается музыка и воспитатель называет детям положение, которое они должны принять. Воспитатель отмечает детей, которые допустили ошибки, и поправляет их.

Название положений, которые дети принимают по команде воспитателя: «Оловянный солдатик» (основная стойка); «Осанка» (правильная осанка); «Фигуристка» (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене, удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); «Лечь» (лежа на спине, руки за головой, туловище должно лежать ровно); «Чипполино» (присед, спина прямая, руки вверх); «Носочки» (стойка на носочках, руки на поясе, локти отвести назад); «Загораем» (лежа на животе, руки под подбородком, ноги сгибаем и разгибаем в коленях).

Положения эти используются по мере запоминания. Все указанные положения необходимо удерживать 3-6 сек., хорошо напрягая мышцы.

Игра «Собери камушки» 3-7 лет.

Дети делятся на 2 команды, которые выстраиваются напротив друг друга у противоположных краев площадки. У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. По команде «Марш!» дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков.

Игра «Найди правильно след» 5-7 лет.

По залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию видеоролики с комплексами упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки для использования в домашних условиях.

1.Комплекс упражнений на формирование правильной осанки (4-5 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239022?list=92e729e3c1d047c2a5 

2. Комплекс упражнений на формирование правильной осанки (5-6 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239021?list=34104fcd2c6c927331

3. Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (4-5 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239024?list=d3d6c9b2458aabc227

4. Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (5-6 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239023?list=19780218cf43e677d0

 

Понятие об осанке и ее нарушениях.

Памятка для родителей «Уделяйте больше внимания осанке ребенка!»

Консультация для родителей «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СМЕННАЯ ОБУВЬ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ»

Консультация для родителей «Подвижные игры, способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия»

Рекомендации для родителей «Стопа дошкольника!»

Уважаемые родители!

 Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений его ноги должны быть здоровы.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей . Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение , в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Форма стопы также влияет на состояние осанки и позвоночника ребенка. В домашних условиях можно провести исследование отпечатков стопы вашего ребенка — плантографию.

Для этого возьмите писчую бумагу и приготовьте раствор « зеленки» либо гуашевую краску . Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на его стопы красящее вещество. Взяв ребенка за обе руки предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся контур.

Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы : внутренние, определяемые физическими закономерностями роста и развития детского организма ( сила мышц и эластичность связок), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием ( избыток массы тела) и состоянием здоровья частые простуды , хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие физические нагрузки на стопы)

Возьмите карандаш и линейку. Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах ( характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается), тяжелая косолапая походка, обувь, скошенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка специалист диагностировал плоскостопие?

  •  Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.
  • Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.
  • При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба.

В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

  • Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.
  • Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника, без эластичной подошвы, Без каблука или с каблуком, превышающем 1 см) не может вызвать плоскостопие у детей с нормальным сводом стопы. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.
  • Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью), иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.