Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Муниципальный проект Профилактика нарушений ОДА

Паспорт муниципального проекта «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников дошкольных организаций города Белгорода»

План управления муниципальным проектом

Приказ МБДОУ д/с № 86 «О реализации институционального проекта» от 03.10.2018 г. №164

Паспорт институционального проекта на 2018-2019 учебный год «Обновление развивающей предметно-пространственной среды по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников 2-7 лет»

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников младшей группы №1. Воспитатели Медведева Л.И., Озерова Т.П.

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников средней группы №6. Воспитатели Такшина С.В., Кащаева Ю.А.

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников старшей группы №8. Воспитатели Резникова Р.В., Ушакова С.А.

Видеозанятие по профилактике нарушений ОДА для дошкольников подготовительной группы №7. Воспитатели Олейник Е.В., Лазько Е.В.

Консультация для родителей «Последствия нарушений опорно-двигательного аппарата»

Консультация для родителей «Игры с массажными мячиками»

Консультация для родителей «Вместе с мамой, вместе с папой. Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей»

Консультация для родителей «Контроль за осанкой ребенка»

Консультация для родителей «Зарядка по профилактике плоскостопия в домашних условиях»

Консультация для родителей «Красивая осанка — залог здорового ребенка» (воспитатель Такшина С.В.)

Консультация для родителей «Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата» (инструктор по физической культуре Яковенко Е.С.)

Консультация для родителей «Плавание как способ улучшения осанки» (инструктор по физической культуре Коржова И.В.)

https://vk.com/club161848380?z=video-161848380_456239026%2F5bbf91a0f165cb22a4%2Fpl_post_-161848380_116 – ссылка на комплекс упражнений по профилактике нарушений осанки

https://vk.com/club161848380?z=video-161848380_456239027%2Fpl_post_-161848380_116 — Комплекс упражнений по формированию свода стопы для детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей

«Подвижные игры и упражнения, способствующие профилактике

нарушений осанки и плоскостопия»

 Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно — двигательный аппарат. Кроме того, в них развиваются навыки совместной деятельности.

Не стоит недооценивать значение игры в процессе воспитания детей. Чем чаще взрослые играют с ними, тем лучше и быстрее они осваивают нужные навыки. Дело в том, что ребенок, играя самостоятельно, не сразу может проявить себя, свою активность и инициативу, движения его часто однообразны и ограничены. Однако в играх с заданием действия ребенка приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, он закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость.

Вы можете сами придумывать игры, видоизменять их и по необходимости усложнять уже известные. Ребенка надо учить играть, тогда он будет не только крепким и здоровым, но и организованным и инициативным. Игра для детей — основная форма учебы, тренинг взаимодействия с окружающими, освоение различных ролей и функций, моделирование разнообразных ситуаций и их разрешения.

Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые задания следует выполнять без обуви.

Примеры подвижных игр и упражнений.

Ловкие ноги.

Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.

Барабан.

Дети садятся на стулья (или скамейку). Взрослый сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют движения за ним, пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки плотно прижаты к полу.

Донеси платочек.

Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его.

Великан и карлик.

«Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Карлики» передвигаются присев на корточки.

Лошадка.

Дети передвигаются по кругу, подражая аллюру лошади: шагом, рысью, галопом.

Пройдине ошибись.

Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно спиной вперед, ставя носок к пятке.

Футболисты.

Двое детей становятся друг против друга в 20 шагах. Позади каждого на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» шириной 1,5 м. Один из игроков должен забросить мяч в ворота противника, ведя его то правой, то левой ногой. Если игроков много их можно разделить на несколько команд.

Ходьба «змейкой»

Установить кегли (мячи, кубики) в ряд на расстоянии 1 м друг от друга. Дети, держась за пояса впереди стоящих и образуя змейку, обходят кегли, стараясь их не задеть.

Резвый мешочек.

Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с небольшим грузом (мешочком наполненным песком) на конце.

 Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

 Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

«Футбол»

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

 

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

 Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета «Загрузи машину»

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину. Усложненный вариант: соревнуются две команды.

«Извилистая дорожка»

На половинку плотной ткани нашивается веревка, которая располагается в виде змейки. «Массажные валики», «Ребристые доски», «Дорожки с камешками», «Палочки», «Платочки», «Ступни и ладошки»

 Игра «Сделай правильно» 3-7 лет.

Дети свободно располагаются на площадке. По команде воспитателя дети бегают, танцуют, прыгают или ходят с различным положением стоп или на четвереньках и др., обязательно под музыкальное сопровождение. Выключается музыка и воспитатель называет детям положение, которое они должны принять. Воспитатель отмечает детей, которые допустили ошибки, и поправляет их.

Название положений, которые дети принимают по команде воспитателя: «Оловянный солдатик» (основная стойка); «Осанка» (правильная осанка); «Фигуристка» (стоя на правой ноге, левую отвести назад, согнуть в колене, удерживая руками стопу, локти выпрямить, прогнуться); «Лечь» (лежа на спине, руки за головой, туловище должно лежать ровно); «Чипполино» (присед, спина прямая, руки вверх); «Носочки» (стойка на носочках, руки на поясе, локти отвести назад); «Загораем» (лежа на животе, руки под подбородком, ноги сгибаем и разгибаем в коленях).

Положения эти используются по мере запоминания. Все указанные положения необходимо удерживать 3-6 сек., хорошо напрягая мышцы.

Игра «Собери камушки» 3-7 лет.

Дети делятся на 2 команды, которые выстраиваются напротив друг друга у противоположных краев площадки. У каждой команды маленькое ведерко своего цвета. По залу, воспитатель, рассыпает мелкие камушки. По команде «Марш!» дети бегут собирать камушки, захватывают пальцами одной стопы камушек и несут его в ведерко. Игра заканчивается, когда все камушки будут собраны. Подсчитывается количество камушек в обоих ведерках. Выигрывает команда, собравшая большее количество камушков.

Игра «Найди правильно след» 5-7 лет.

По залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.

Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию видеоролики с комплексами упражнений по профилактике плоскостопия и нарушений осанки для использования в домашних условиях.

1.Комплекс упражнений на формирование правильной осанки (4-5 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239022?list=92e729e3c1d047c2a5 

2. Комплекс упражнений на формирование правильной осанки (5-6 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239021?list=34104fcd2c6c927331

3. Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (4-5 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239024?list=d3d6c9b2458aabc227

4. Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (5-6 лет)

https://vk.com/video-161848380_456239023?list=19780218cf43e677d0

 

Понятие об осанке и ее нарушениях.

Памятка для родителей «Уделяйте больше внимания осанке ребенка!»

Консультация для родителей «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СМЕННАЯ ОБУВЬ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕФОРМАЦИИ СТОПЫ»

Консультация для родителей «Подвижные игры, способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия»

Рекомендации для родителей «Стопа дошкольника!»

Уважаемые родители!

 Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений его ноги должны быть здоровы.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей . Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение , в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Форма стопы также влияет на состояние осанки и позвоночника ребенка. В домашних условиях можно провести исследование отпечатков стопы вашего ребенка — плантографию.

Для этого возьмите писчую бумагу и приготовьте раствор « зеленки» либо гуашевую краску . Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на его стопы красящее вещество. Взяв ребенка за обе руки предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся контур.

Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребенка в детском саду, влияют на свод стопы? Их делят на две группы : внутренние, определяемые физическими закономерностями роста и развития детского организма ( сила мышц и эластичность связок), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием ( избыток массы тела) и состоянием здоровья частые простуды , хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие физические нагрузки на стопы)

Возьмите карандаш и линейку. Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводится от центра пятки до центра большого пальца. Если обе линии расположены внутри отпечатка — стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии — стопа нормальная.

Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах ( характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается), тяжелая косолапая походка, обувь, скошенная с внутренней стороны.

Что надо знать, если у вашего ребенка специалист диагностировал плоскостопие?

  •  Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.
  • Плоскостопие — это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.
  • При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба.

В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

  • Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.
  • Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника, без эластичной подошвы, Без каблука или с каблуком, превышающем 1 см) не может вызвать плоскостопие у детей с нормальным сводом стопы. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.
  • Таким образом, профилактическая сменная обувь для детей дошкольного возраста должна соответствовать форме и размеру стопы (недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью), иметь достаточно гибкую (но не мягкую), невысокую подошву, каблук высотой 5-10 мм, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости, закрытую носочную часть и крепления для прочной фиксации стопы.

 Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Подготовил инструктор по физической культуре Чернов Д.А. (14.04.2023г).

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы, перенесенный рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц, частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни) и неадекватная статическая нагрузка, например, ношение нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса и повышенной эластичностью сумочносвязочного аппарата. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный – свободен.

Предупреждением плоскостопия надо заниматься с раннего возраста, т. к. именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стоп идет наиболее интенсивно.

В коррекции различных видов плоскостопия преобладают ункциональные методы лечения, среди которых лечебная физическая культура занимает ведущее место. Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени; укрепление сумочносвязочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений. Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

  1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.
  2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.
  3. Ходьба по палке.
  4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.
  5. Катание обруча пальцами ног (поочередно)в течение 2-4 минут.
  6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.
  7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.
  8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.
  9. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

 Консультации для родителей по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ОСАНКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ». Подготовил: инструктор по физической культуре Чернов Д.А. (20.10.2022г.)

Дошкольный возраст — это период формирования осанки. В этом возрасте формирование костей еще не завершено. Скелет ребенка состоит в основном из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы-разгибатели недоразвиты, поэтому осанка детей в этом возрасте неустойчива и легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.

Правильной осанкой принято называть обычную позу человека, стоящего расслабленно, умение держать туловище и голову прямо без напряжения (при небольших естественных изгибах позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом отделах — назад).

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличиваются. Кроме того, может развиться боковое искривление позвоночника — сколиоз.

Многие искривления позвоночника можно предотвратить и исправить на начальных этапах. Поэтому не стоит игнорировать неправильную осанку, неравномерное положение плеч и лопаток, смещение таза и так далее. Дети с ограниченными физическими возможностями должны быть показаны врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Чтобы предотвратить неправильную осанку, необходимо ежедневно заниматься гимнастикой.

В дошкольном и младшем школьном возрасте отношение еще не сформировано в полной мере, поэтому негативные факторы сильнее всего влияют на детей в период их быстрого роста (6-7 и 11-15 лет).

Осанка часто сопровождается нарушениями работы внутренних органов: уменьшается выпячивание грудной клетки и диафрагмы, уменьшаются колебания внутригрудного давления, снижается жизненная емкость легких. Эти изменения негативно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и приводят к снижению физиологических резервов детского организма.

Почему может быть нарушена осанка?

Вот некоторые из многих причин:

  1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно если ребенок длительное время проводит в вынужденном положении. Поэтому нужно либо всегда помнить о соответствии стульев и столов в детском саду или дома, либо не мешать ребенку проводить больше времени в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
  2. Постоянно держите ребенка за одну и ту же руку во время ходьбы.
  3. У ребенка есть привычка стоять на одной ноге с опорой.

При правильной ходьбе вес тела равномерно распределяется между обеими ногами (проверьте: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна ступня находилась на одной шкале, другая — на другой, и проверьте показания). О равномерном распределении веса тела можно говорить, если стопы при ходьбе параллельны. Вот почему поддерживайте правильную ходьбу

— это когда ребенка ставят в положение, при котором его ноги параллельны, например, при ходьбе по узким дорожкам, доскам.

Неправильная поза во время сна, когда ребенок спит, подтянув ноги к животу, (свернувшись калачиком) и т. Неправильная сидячая поза (наклониться вперед, закинуть руки за спинку стула, поджать под себя ногу). Спать нужно на жесткой кровати, на которой ребенок будет опираться на костные выступы, но мышцы не должны находиться в состоянии постоянного напряжения, поэтому вам также понадобятся мягкий матрас и подушка. Лучше всего, если подушка будет располагаться между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшее положение для сна — на спине, руки разведены в стороны, согнуты в локтевых суставах.

Нарушения осанки чаще всего развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому для укрепления мышц, обеспечивающих хорошую осанку, необходимы гимнастические упражнения.

Отклонения в осанке не только не эстетичны с эстетической точки зрения, но и негативно влияют на положение внутренних органов. Расслабленная спина препятствует нормальным движениям грудной клетки, слабые мышцы живота также не способствуют углублению дыхания. В результате снижается поступление кислорода в ткани. Что еще более важно, хорошая осанка для девушки как будущей жены.

Сидение — это не отдых, а акт статического напряжения. Дети, которые сидят, в отличие от взрослых, выполняют значительную (мышечную) работу, в отличие от взрослых. Мышцы-разгибатели (особенно если они не были укреплены ранее) все еще слабы. Дети быстро устают сидеть и стараются быстрее сменить позу или заняться бегом трусцой. Мы, взрослые, часто этого не понимаем и ругаем детей за беспорядки.

Как я могу облегчить процесс рассадки? Что означает правильная посадка?

При правильной посадке бедра располагаются под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы всей поверхностью касаются пола. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низкое, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спинка должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться слабость, если она слишком опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.

Руки и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо фиксируются, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает поднятие локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок наклоняется и наклоняет туловище вперед. Поэтому неправильное сидение за столом является фактором не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (острые респираторные инфекции, атония кишечника).

Что значит стоять за дошкольника?

Стояние, особенно в определенном положении, очень утомляет ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не позволяя ему оставаться неподвижным

Нагрузки. Поэтому малыш начинает подпрыгивать и пытается на что-то опереться.

ПОМНИ ОБ ЭТОМ!

Наказывая своего ребенка тем, что он стоит в углу, вы наказываете его физически.

Как не пропустить нарушение осанки?

Это всегда легче предотвратить, чем лечить!

Нарушения изначально носят временный характер. Если, несмотря на все правильные профилактические меры, ребенок предпочитает неправильные позы и положения, необходимо проконсультироваться с терапевтом или физиотерапевтом и строго следовать их рекомендациям. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте необходимо повторить упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понять и воспроизвести именно это движение.

Поэтому здесь на помощь придет гимнастика — специальные тренировочные упражнения, которые помогут наладить правильную ходьбу, развить равновесие, координацию движений, придать форму стопе и укрепить мышечный корсет спины.

Чтобы развить правильную ходьбу и чувство равновесия, научите ребенка ходить с параллельными ногами. Это можно сделать на тротуарах, скамейках, ступеньках, бревне и извилистых дорожках, нарисованных мелом. Край тротуара — отличный инструмент для этого.